Урок окружающего мира по теме "Весенние изменения в природе"

Сегодня наш урок будет особенным, он пройдет без учебника, тетради и без видео материала на экране. Мы окунемся в мир весны полностью, будем не только смотреть и слушать, но ощутим ее тепло, пощупаем руками и уловим ее первое тонкое обоняние. Наш урок-путешествие по весенней природе пройдет в школьном саду!

Для того чтоб раскрыть весенние тайны природы и не только увидеть изменения в живой и неживой природе, но и понять причину этих изменений нужен план. Планом на уроке-путешествии вокруг школы нам послужит рассказ Льва Николаевича Толстого "Весна".

Весна
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Снега растаяли от теплого ветра и ярких лучей солнца. Воды с шумом убежали в море, образуя в течении своем тысячи ручьев, тысячи водопадов.
Озимые поля одеваются зеленым бархатом. На лугах по зеленому ковру просияли голубые, желтые, алые цветочки. И вчера все было мертво, сегодня все цветет и благоухает.
Рои мошек и тучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегает уж водяной паук. В сухие тростинки, на озере и разлившияся реки налетели утки и всякая водяная птица. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга, и зазвучали. Что яркости в зелени! Что свежсти в воздухе! Что птичьего крику в садах! Радость и ликованье повсюду.


Во время весеннего путешествия нам необходимо быть очень внимательными ко всем мелочам и и всё запоминать. Необходимо быть активными, но не мешать друг к другу в пути. В конце урока мы будем обсуждать оживление происходящее в природе и отвечать на вопросы о просыпающейся жизни после долгой зимы.

Сейчас мы строимся парами, тихонько идем одеваться и выходим на улицу.

I. Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Снега растаяли от теплого ветра и ярких лучей солнца.
Воды с шумом убежали в море, образуя в течении своем тысячи ручьев, тысячи водопадов.

Первый пункт нашего плана взятый из рассказа Льва Толстого начинается с описания весенних изменений в НЕЖИВОЙ природе.

Сегодня ясный солнечный, теплый поистине весенний день.

Солнце переходит из зимнего положения в летнее. Оно с каждым днем поднимается всё выше и выше над горизонтом, лучи его сильнее прогревают земную поверхность. Продолжительность дня заметно увеличилась, окружающая природа начала накапливать долгожданное тепло - температура повышается. Такое поведение нашего солнца привело к следующим изменениям:

1. Низкое зимнее небо в свинцово-серой палитре прояснилось, стало прозрачным и голубым. Теперь влага которая содержится в воздухе собирается в белогривые облака. Осадки в виде снега сменились мокрым снегом с дождем, а затем и в настоящий дождь. И теперь даже если придут холодные арктические массы воздуха, то осадки будут выпадать не в виде снега, а в виде града. Скоро случится еще одно пугающее явление - гроза, с молниями и раскатами грома, а белые облака превратятся в темно-синие тучи.


Королева Татьяна
Ледоход

2. Земная поверхность прогревается и снег стремительно тает, почва - оттаивает. Мы ощущаем весеннее тепло. Днём когда температура максимально повышается нам хочется снять шапку и куртку.

Федор Андреевич Абрамов
На мартовском солнышке
В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую — приятно.

Водоемы вскрылись от льда демонстрируя самое яркое и завораживающее весеннее явление неживой природы - ледоход. Русла рек теперь свободны, они переполнялись ручьями от талого снега началось половодье. Разлив рек в половодье доставляет не мало бед и хлопот и людям и животным.

Николай Алексеевич Некрасов
Дедушка Мазай и зайцы
(Отрывок)
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.


Изменения в неживой природе не заставляют ждать и живую природу - она проснулась!

II. Озимые поля одеваются зеленым бархатом. На лугах по зеленому ковру просияли голубые, желтые, алые цветочки. И вчера все было мертво, сегодня все цветет и благоухает.

Второй пункт плана проходит по весенним изменениям в ЖИВОЙ природе у растений.

У одних растений только набухли почки, а самые торопливые уже покрылись нежной молодой листвой. В нашем саду первой свои листья распустила заморская гостья из Северной Америки - Эмлерия вишнеподобная. Первым весенним цветком, не ставшим дожидаться пока спадет талая вода, оказался странник с Дальнего Востока - Белокопытник японский - выставив над водной гладью свое плотное соцветие. А под елками из-под снега показались бутоны Белоцветника весеннего - близкого родственника подснежника.

Вскоре вспыхнут яркими пятнами на темной земле и остальные первоцветы. Нарядится белоснежными цветами раннецветущий кустарник - Магнолия звездчатая, и Форзиции полыхнут желтым. За школой покроется золотыми помпонами Ива козья - самое раннее дерево в нашей местности - медонос. Раз есть пыльца и нектар, то нужно внимательно присмотреться, минуту другую подождать и мы видим первого шмеля. Он долго спал в земляной норке, но вот почва прогрелась и он выбрался к нам, в наш солнечный весенний мир!

Михаил Михайлович Пришвин
Цветут березки
Когда старые березки цветут и золотистые сережки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листы, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной в дождевую каплю, но все-таки весь лес еще серый или шоколадный, — вот тогда встречается черемуха и поражает: до чего же листья ее на сером кажутся большими и яркими. Бутоны черемухи уже готовы. Кукушка поет самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается.

III. Рои мошек и тучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегает уж водяной паук. В сухие тростинки, на озере и разлившияся реки налетели утки и всякая водяная птица. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга, и зазвучали.

Третий пункт о изменениях у животных.

Высоко в кроне Ивы белой - высиживают птенцов воронья пара. По газону ходит скворец, он собирает первых букашек и червяков, которые с любопытством выползают на согревшуюся поверхность. Весной у всех животных много хлопот, будь то скворец, шмель или еще кто нибудь, ведим нужно устроить гнездо и выкормить свое потомство.

Почему у цветов яркая окраска?
Такая окраска позволяет насекомым опылителям лучше видеть цветки. У растений опыляемых ветром цветки мелкие и невзрачные (берёза, дуб). В цветках насекомых привлекает пыльца и нектар, но у некоторых раннецветущих растений цветки обладают еще одним необходимым для насекомых свойством. Температура внутри цветка крокуса на 8-10 градусов выше температуры воздуха - это привлекает насекомых-опылителей, чтоб согреться или даже остаться в цветке на ночлег.

В юго-западном углу школьной территории весной собирается целое море талой воды, это место облюбовали утки.

Борис Викторович Шергин
Новая Земля
(Отрывок)
И Благовещенье и Пасху славить к морю выходили. В медные котлы звонили. Проталинки ребячьими глазками в небо заглядели. Мох закудрявился. На Радоницу в тысячу звонков-колокольчиков Новая Земля зазвенела - с гор ручьи побежали. На Егорьев день гуся два, чайки две, гагары две прилетели, посидели, поглядели, поговорили - опять улетели. Передовые это были. На вешнего Николу слышим сквозь сон: стон стоит на дворе. Выбежали - птица прилетела! И лебеди, и гуси, и гагары, и... все прилетели. Земли не видать, голосу человеческого не слышно. Лебедь кикает, гагара вопит, чайка кричит. Любо! Весело!

IV. Радость и ликованье повсюду.

В конце путешествия ребята начинают проверять друг друга и тут спокойное, внимательное наблдение за природой сменяется звонкими голосами наперебой рассказывающими о всем увиденном и услышенном.

Я думаю, что во время нашего путешествия вы были внимательны и сможете рассказать, где в природе происходят изменения с приходом весны?
Для этого нам нужно вспомнить первое четверостишие стихотворения Алексея Плещеева "Ласточка".
Говорим все хором:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.


Сейчас мы разбиваемся на три команды по рядам, как вы сидите в классе.
Первый ряд поднимите руку - вы команда "Травка". Вы отвечаете за весенние изменения в живой природе, которые происходят у растений.
Второй ряд - "Солнышко". Отвечаете за весенние изменения в неживой природе.
И третий ряд - "Ласточка". Отвечаете за весенние изменения в живой природе у животных.

Задача команд сформулировать и задать по три вопроса двум другим командам. А самим ответить на вопросы от этих команд.

Небольшое замешательство и смущение, и начинается азартный поединок с вопросами и ответами.

Илья Григорьевич Эренбург

Да разве могут дети юга,
Где розы плещут в декабре,
Где не разыщешь слова «вьюга»
Ни в памяти, ни в словаре,

Да разве там, где небо сине
И не слиняет ни на час,
Где испокон веков поныне
Все то же лето тешит глаз,

Да разве им хоть так, хоть вкратце,
Хоть на минуту, хоть во сне,
Хоть ненароком догадаться,
Что значит думать о весне,

Что значит в мартовские стужи,
Когда отчаянье берет,
Все ждать и ждать, как неуклюже
Зашевелится грузный лед.

А мы такие зимы знали,
Вжились в такие холода,
Что даже не было печали,
Но только гордость и беда.

И в крепкой, ледяной обиде,
Сухой пургой ослеплены,
Мы видели, уже не видя,
Глаза зеленые весны.


Урок закончен. Всем спасибо!

Главная