Времена не выбирают,
В них живут и умирают.

Прошедшая зима (2015-16г.) оказалась на редкость сопливой, продолжительные оттепели и моросящий снег изрядно помучили растения, а иные и вовсе погубили. Не пережили зимнего вымокания тимьяны, дуб каменный, кариоптерис и некоторые травки. Наступила долгожданная весна, так и она умудрилась выделится. Весна была слишком прохладная и о-очень затянувшаяся. Растения запутались с цветением напрочь. Многие зацветали дважды с разрывом в две-три недели и более, но эффектней всего это отобразилось на сливе - летом на дереве висели плоды большие спелые и мелкие недавно завязавшиеся. Затяжная весна порадовала продолжительным, обильным цветением, все цветущие деревья и кустарники держали свой пышный, душистый наряд в два раза дольше обычного. Здесь был свой чемпион - магнолия звездчатая. Цветение в 14 году попало на весеннюю жару и длилось три дня (29, 30.04, 01.05). В 15 году магнолия продержалась 5 дней. Весной 16 года цветение продолжалось ровно месяц. Увы, из-за бурной народной фотосессии вокруг магнолии, за месяц были вытоптаны все весенние цветы и декоративные травы. Лето в плане тепла тоже подкачало. Периодическое нашествие холодных масс воздуха сыграло свою роль в цветении сада. Дважды и тоже продолжительно отцвели астильбы и хосты, дважды хотя и не так заметно цвели рябинники и рябины, трижды цвели калины и форзиция. Невысокие летние температуры не дали вызреть богато завязавшемуся весной урожаю. 80% всяких плодов осыпалось крупными, но зелеными, а катальпы и вовсе не смогли вытянуть свои многочисленные стручки.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.

Александр Кушнер, 1978

Была еще одна грустная песнь в прошедшем году с короедом, но это уже другая история, хотя невысокие температуры и обильные дожди стали во благо грибным заболеваниям - "подаркам" от короедов.

О температуре и цвете.
Несколько лет назад из американских сайтов почерпнул информацию, что температуры ниже 14°C во время образования бутонов дают розовые тона у жёлтых и белых декабристов. И действительно, когда переставил свой белоцветковый декабрист из комнаты в холодную оранжерею, он вспыхнул розовым цветом. Не уверен есть ли в этом аналогия, но в прошедшую прохладную весну все белоцветковые яблони, вишни, алыча и некоторые другие имели розовые тона. И напротив деревья с пурпурными бутонами имели бледноватый вид, а розовоцветковые яблони и абрикосы вовсе были белыми. А когда мне пришло в голову ухватить этот цветовой коллапс фотокамерой пошли ливни, после которых лепестки облетели. Все равно, что бы не происходило весеннее настроение всегда прекрасно и с нетерпением ожидаемо.

Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный...






Главная