Выборг, зеленая зона города.

За спиной захлопнулась дверь вокзала, на нас через площадь смотрел просыпающийся Выборг. Гости города с нашей электрички потянулись мелкими разрозненными группами, парами и поодиночке в центральную его часть. Увидеть сразу кульминационные моменты не мой метод. Нужно пропитаться атмосферой, проникнуться тишиной и безмятежностью старого города, после чего выйти в бурлящие потоки экскурсантов к знаковым местам и памятникам, отображенных на открытках и обложках путеводителей по городу. И мы отправились в другую сторону.
Пройдя по небольшой еще пустынной Вокзальной улице, очутились в Саду Скульптур.


Грустный осенний кустик призывал прогуляться по саду, сигналя своим последним цветком.



Хаотично расставленные скульптуры не имели табличек.



В некоторых изваяниях из серого гранита что-то угадывалось, а иные заставляли задуматься.

Дендрологическая палитра города представлена деревья местной флоры: клен, тополь, осина, липа, береза, ольха, сосна, ива и дуб. Ель встретилась только в последнем парке. Из чужеземных деревьев встречается каштан, реже лиственница, ну и естественно возле административных зданий растут голубые елки. Единично встретились амурский бархат, береза далекарлийская. Вяз и ясень по какой то причине на попадались. Особенно не хватало ясеня, так как из всех оттенков желтого, цвет осенней листвы ясеня мой самый любимый. Удивило и отсутствие вездесущего городского жителя клена ясенелистного. Из кустарников много сирени и чубушника.


Бывшая финская женская школа, красивая. 1906 г. Жак Аренберг. Здание одно из первых в Финляндии из монолитного железобетона.

В городе очень много цветников и клумб. Город утопает в зелени, он просто утрамбован парками, скверами, зелеными бульварами и улицами, маленькими заросшими двориками.

1910 г. Пааво Уотила. Вот такой дом стена. Есть дома, глядя на которые, при определенном ракурсе, создается впечатление, что дом состоит из одной стены. Такие дома есть в моем городе, видел и в Одессе, вот и здесь в Выборге, наверняка еще где-нибудь встречаются.
Двигаясь дальше, через школьный дворик вышли на бульвар Кутузова.


На бульваре вперемешку растут липы и тополя, но противоположный конец бульвара (точнее его начало) очень обрадовал.

В двух рядовых посадках растут роскошные столетние дубы, создающие широкую аллею. Их раскидистые кроны сомкнулись, образовали единое целое. Кроме дубов ни под ними, ни рядом ничего не было — и это замечательно! Очень красиво.

С бульвара свернули в небольшой сквер, где мягко ступая по опавшим листьям любопытный котенок внимательно рассматривал прохожих.


По центру сквера устроился яблоневый сад.

Обойдя заброшенное кафе мы уткнулись в подножье Батарейной горы, над которой поднималось утреннее солнце.


Батарейная гора самое высокое место Выборга, здесь располагались фортификационные сооружения, теперь это обширная парковая зона.







На большом гранитном монолите разрослась куртина вереска.
"И на камнях растут цветы,
питаясь утренней росою..."

С вершины горы открывался вид на город, но с тех пор выросли высокие деревья закрывавшие обзор. Попытался вскарабкаться на дерево и взглянуть вдаль, но это уже не то.



В целом парк располагает к неспешным прогулкам пешком и на велосипеде.

У противоположного края горы стоит танк, поднятый со дна Финского залива. За танком начинается другой парк Интендантская гора.

Здесь у интересного колодца можно утолить жажду.

На горе также расположены военные укрепления.

Западный склон горы свободен от деревьев и отсюда открывается вид на залив и порт.

В центре крепостного редута находится певческое поле — открытый театр, постройки 30 гг. прошлого века. Здесь шли концерты и театрализованные представления.

Спустившись из парка по изгибающейся дорожке к жилым домам вдруг натыкаешься на скульптуру гранитного медведя. Этот медведь из пары, когда-то украшавших здание старого железнодорожного вокзала. Интересно как он забрел на противоположный край города? "Уронили мишку на пол, оторвали мишки лапу".

Гуляя по крепкому, каменному городу удивляешься встретив целый квартал деревянных домов. 1862г., И.Иохансон, 1882 г., Ф.Оденваль.
Далее немножко заплутав, мы не попали в большой Садовый сквер.


Вышли по параллельной улице на площадь Выборгских Полков.

Минуя площадь вошли в центральный парк города — Эспланада.

Главпочтамт, 1914 г. Жак Аренберг.
Парк был создан в середине XIX века на месте рогатой крепости. В парке были высажены многие виды деревьев, которые, по-видимому, не сохранились. Из деревьев старой посадки стоят только липы, дубы, лиственницы и одна огромная ива.

Лось — скульптура, бронзовая фигура на гранитном постаменте, Юсси Мянтюнен, 1924 г. Парковая скульптура Лося считается одной из лучших в Выборге, часто встречается как символ города на сувенирах.

Старая липовая аллея.

Красная площадь, в финское время именовалась «Площадь красного колодца».

Копия финской скульптуры «Лесной мальчик» Юрьё Лийпола, изображающая обнаженного юношу, на привязи у которого – медвежонок, что является символом покорения природы человеком. Копия установлена в парке в 1932 г.


Старые дубы парка Эспланада.

Самый величественный имеет диаметр 1м 16см, а в развилке его ветвей выросли три рябинки.

1901 г., архитектурное бюро Нюстрем-Петрелиус-Пенттиля, национальный акционерный банк.

Изображение льва – геральдический символ Финляндии.


Из засохшего дуба вырезана скульптура "Святое семейство", ск. Я. Чернов, 2004г.

Толстая ива белая, диаметр 1,66 метра.

Микаэль Олави Агрикола, создатель письменного финского языка и родоначальник финской литературы. В 1520-е годы учился в Латинской школе в Выборге.

А вот и второй медведь путешественник с ж\д вокзала. Пьет воду из фонтана в парке.

1793-1799 гг., арх. Ю. Ф. фон Фельтен. Церковь Святых Петра и Павла, для шведского и немецкого приходов в Выборге.

Часовая башня XV в. Первоначально — католический собор Девы Марии и св. Олафа, затем — лютеранская церковь.

1898-1904 гг., арх. Г. Нюстрема, У.Ульберг. Союзный Финляндский банк.

Одна из старых далекарлийских берез парка.


Амурский бархат огорожен от посетителей. Как говорят краеведы — это самое северное пробковое дерево. На заднем плане Круглая башня, возведена в 1547—1550 годах. Одна из 10 башен входивших в 2-х километровую крепостную стену.



Пересекаем рыночную площадь и оказываемся в длиннющем сквере протянувшемся по набережной залива Большого Ковша.
Этот сквер заканчивает наше путешествие, по городу подводя нас обратно к вокзалу.
Очень жаль не хватающего времени. Не увидел вблизи, изнутри старейший парк Выборга на Мельничном острове, где должна быть большая коллекция деревьев. В 1873 году инспектор железных дорог Густав Юхан Никландер решил разбить в Выборге парк неподалеку от вокзала, на маленьком каменистом острове, который, как он мечтал, «в будущем должен иметь большое значение для города». Его очень интересовали экзотические растения и деревья, он много путешествовал по Африке и Европе, привозил оттуда различные растения и семена для посадки в Выборге.


С этого начинается история парка на острове Мюллюсаари (Мельничном). Вот этот парк, за вторым мостом слева от телемачты (вид с башни св. Олафа).


Мы разворачиваемся в обратную сторону и отправляемся в Монрепо.

Проходим мимо бывшей ратуши, середина XVII в.

В цетре площади памятник Торгильсу Кнутссону основатель Выборгского замка. Автор скульпторы Вилле Вальгрен, 1908 г. Поворачиваем на замковый мост к Выборгскому замку.
Средневековые, междоусобные войны держали людей в постоянном напряжении, сначала они отгородились крепостной стеной, чтобы добавить капельку спокойствия. Затем для охраны оборонительной стены возвели замок с высокой башней (башня св. Олафа), а в последствии и устроили оборонительные сооружения "св. Анны", чтоб неприятель не подходил и к замку.


Мимо Выборгского замка.

Мимо недавно установленного памятника графу Апраксину (2010).

Через Фридрихсгамские ворота, 1730-1750-е гг.

Крон-Санкт-Анна (Анненкрон или Крепость св. Анны). 1730-42 гг. проект инж. К. Миниха руководством выборгского обер-коменданта де Кулона.

Через внешние равелинные ворота по Петровской улице, затем по Парковой.

Пересекаем пробитую в скалах железнодорожную выемку, по которой стремительно улетает скоростной поезд "Аллегро" в Хельсинки. И приходим в парк Монрепо.
Когда находят друг друга замечательный природный ландшафт и увлеченные одержимые стремлением к прекрасному люди, тогда получается Монрепо.
Деревья и скалы, возвышенности и низинки, зеркала водной глади и тростниковые заводи, постепенно, многими хозяевами превратились в скальный пейзажный парк. Прогуливаясь по дорожкам парка, то углубляешься в таинственный лес, то поднимаешься на каменные уступы с впечатляющими видами, то выходишь на открытое пространство с круговым обзором.


Деревянные въездные ворота в неоготическом стиле построены в 1830-х годах, по проекту Карла Людвига Энгеля.

Рядом находится почти кубический, огромных размеров кусок гранитной скалы. Несколько веков назад на камень взбиралась затейливая лестница, по центру располагалась удобная скамья с раскрытым над ней китайским зонтиком.

Продвигаемся через лес вдоль невысокой подпорной стенки, на всем протяжении которой высажены вековые ели, приходим к единственному в парке сибирскому кедру.

Приствольный круг кедра вложен досками, для того, чтобы не вытаптывались корни и не утрамбовывалась земля. Ввиду того, что в парке ходит поверье — нужно подойти к кедру прижаться или просто приложить ладони. И толпы посетителей следуют этому. Зачем?

Проскользнув сквозь кусты, а ведь где-то есть и дорожка, взбираемся на обрывистый берег к еще одному природному чуду парка. Падающий камень, удерживается от неминуемого скатывания вниз за счет собственного веса. Но с другой стороны, кажется, будто маленькая березка из последних сил удерживает его.

За камнем выходим к тростниковой заводи, где между небольшими островками стоят китайские мостики.


С китайского мостика открывается вид на главный усадебный дом, чайную беседку и старую пристань.

Выйдя на мыс Нептуна, мы обнаруживаем дендрораритет, самую старую сосну Ленинградской области. Сосне более четырехсот лет, хотя она не может похвастать размерами, тк растет практически на голом граните. Несколько лет назад старейшая сосна сильно пострадала от пожара. Рядом с ней стоял храм Нептуна, он сгорел, виден только фундамент.

Остров-некрополь Людвигштайн, капелла Людвигсбург. На острове склепы с захоронениями прежних хозяев усадьбы. Видимо на остров можно попасть только зимой по льду, также там есть грот Медузы, ворота, пристань и несколько каменных лестниц.






Все ходим и ходим, петляем, плутаем и любуемся.

Уединенный, самый дальний остров парка — остров любви.

Грот естественного происхождения.

За гротом у отвесной скалы парковая скульптура Вяйнямёйнен. С Вяйнямёйненом знаком давно по детским рассказам основанных на произведениях карело-финского эпоса «Калевала». Было очень необычно и приятно встретить это изваяние. У скульптуры есть большое достоинство — это первое монументальное изображения литературного героя в Европе! Вяйнямёйнен изображен играющим на кантле — музыкальном инструмент собственно выдуманным и им же изготовленным и челюсти гигантской щуки. Музыка Вяйнямёйнена была завораживающей, во время игры на кантле стихали все звуки, прекращал дуть ветер, плескаться вода и капать дождь. На звуки музыки собирались со всех окрестностей люди, из леса приходили звери, слетались птицы и в воде возле берега собирались рыбы.


Безумно красивый и очень необычный парк, и заканчивается он необычно — не глухим забором, не дремучем лесом и не лугом. Парк заканчивается скальным выступом с поэтическим названием, а может быть грустным и печальным или романтическим, это зависит от настроения, которое нагулял посетитель в парке.

Парк заканчивается мысом «Конец света», который говорит уходящем в даль чарующем пейзажем, что конец света это всего лишь ступень к чему-то еще более прекрасному.
По окрестностям разливается кантлемузыка Вяйнямёйнена, на его глазах появляются слезы, по складкам одежды они скатываются в воду и превращаются на дне в сверкающие жемчужины.

Главная