Помню одно любопытное наблюдение у профессора Ибрагима Сафаровича Сафарова (1913-1998), заслуженного лесовода Азербайджана, — страстного пропагандиста и организатора платановых насаждений.
"Платан является одним из древнейших видов цветковых растений. В ранней меловой флоре платан был одним из широко распространенных образователей леса в умеренной и арктической зонах. В большом количестве видов род Platanus играл существенную роль в начале третичного периода на всей территории Европы и Азии, до прихода новой арктотретичной флоры.
Платану восточному свойственно сохранение листьев до поздней осени, а плодов - до весны следующего года. В посадках на улицах Баку платаны, кроны которых частично обогреваются уличными осветителями, сохраняют зеленую листву до наступления весны. Это говорит о былой вечнозелености платана."
И вдруг обнаружил знакомую картину всплывшую из памяти. На березе в зоне теплового излучения уличного фонаря не опали листья. Несмотря на то, что тропический климат к которому принадлежали вечнозеленые предки платана сменился умеренным и прародители березы появились уже от листопадных деревьев, но такую тенденцию - нежелания сбрасывать листья - наша северная красавица пытается сохранить.
Интересно насколько долго это продлится, ведь наши зимы куда суровей, тепла от фонаря скоро не хватит. И мороз днем никто не отменял, а свет включают только в темное время.
Потом мне сказали, что подобное явление у берёзы наблюдал Марченко и опубликовал заметку в журнале.