Урок «Окружающего мира» на тему «Общество». 3-й класс.
Здравствуйте!
Сегодня, в этот солнечный осенний день, наш урок «Окружающего мира» пройдёт на территории школьного двора, в Арборетуме. В рамках изучения темы «Общество» мы проследим взаимосвязи человека с природой в целом и отношение с другими людьми, а так же подумаем, какими качествами должен обладать человек, живущий на Земле.
Человек обязан своим существованием природе, (живёт в природной среде, берёт из неё пищу, воду, воздух). Между тем человек живёт среди людей, являясь одновременно частью природы и частью общества.
Мы с вами и весь наш школьный коллектив составляет школьное сообщество людей занятых общими интересами и целями. Школьники получают образование, начиная с первого сентября в первом классе до последнего звонка через одиннадцать познавательных лет. Педагоги помогают ученикам овладеть всевозможными обширными знаниями. Обслуживающий персонал поддерживает процесс обучения. Дворник и уборщицы следят за чистотой и порядком. Рабочий по обслуживанью здания следит за исправностью коммуникаций (свет, вода, тепло), осуществляет ремонт мебели и т.д. Инженер подключает компьютеры, настраивает проекторы, следит за их рабочим состоянием. Повара готовят нам завтраки и обеды, кормят нас, не нарушая учебный процесс. Медсестра следит за здоровьем, делает прививки и ведет паспорт здоровья ученика.
Для того чтоб обучение велось с максимальной пользой ученики составляют различные группы: начальная школа, средняя школа и старшая школа. Эти группы состоят из классов, которые обозначаются годом обучения. Ели учеников больше, то классу присваивается буква А, Б и так далее. Наш класс - 3 В. Но даже в классе при необходимых обстоятельствах коллектив может быть разбит на группы меньшего размера, которые будут объединять людей для определённых задач. Так класс можно поделить по рядам парт (у нас их 3), по вариантам или по звеньям (6), по каждой парте или паре (13). И к какой бы большой или маленькой группе нашего школьного общества мы не относились, мы все равны, у нас одинаковые права и обязанности. Мы в равной мере пользуемся всем - библиотекой, столовой, актовым и спортивным залом, школьным стадионом и т.д.
Всё это сложный механизм, для его исправной работы без сбоев им нужно управлять. Этим занимаются классные руководители и руководители методических объединений. В свою очередь их работу координируют (организовывают и взаимосвязывают) заместители директора. Главную, управляющую функцию работы школьного сообщества выполняет директор школы.
И так мы видим, что общество — это форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Точно так же государство объединяет общими условиями всех людей, выполняющими все обязанности и пользующимися всеми правами. Как школа имеет свою территорию, так и государство имеет свои границы. Политическая карта мира отражает на Земле около 200 государств. Государство Российская Федерация имеет свою столицу - это наш город Москва.
Символы Российской Федерации: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.
Герб России. На гербе России изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.
Наша школа - государственное учреждение, поэтому над входом развивается флаг Российской Федерации. Российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. 22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации.
По торжественным мераприятиям звучит гимн. Недавним таким событием, когда мы в праздничной обстановке слушали гимн, был день знаний - 1 сентября (2017).
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
Россия многонациональная страна, люди в ней говорят на разных языках. Для того, чтобы разные народы понимали друг друга существует государственный язык - русский язык.
Народ – большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определенной территории. Представители разных народов различаются цветом кожи, чертами лица; имеют национальные костюмы, танцы и песни. Но всем народам Земли присущи общечеловеческие качества:
доброта,
искренность,
патриотизм,
честность,
милосердие,
трудолюбие.
Всё это передают в своем тексте сказки и легенды разных народов мира. В них затрагиваются очень жизненные, порой даже философские вопросы. Но в сказках они раскрываются понятным языком. Сказка – это вымышленная история, которая открывает целый мир. Мир с волшебством, с невероятными приключениями, со страшными тайнами и добрыми героями, с победой добра над злом, и обязательно со счастливым концом.
Сейчас мы посмотрим растения Арборетума и послушаем народные сказки.
Чувашская народная сказка.
Почему сосна и ель вечнозеленые.
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла.
Все живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придется погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая свое раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-береза. Птичка к ней с просьбой:
– Береза-березонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
– Веток у меня много, листьев еще больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила береза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
– Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые теплые ветки до весны прожить.
– Вот еще придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного желудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая свое раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
– Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних теплых дней, – просит и ветлу бедная птаха.
– Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, – гордо ответила ветла.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто ее, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зеленая ель.
– Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? – спросила она птаху.
– Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
– Как же не знаешь? – удивилась ель.
– Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
– А что же ты со своими подругами не улетела?
– Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
– Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель. – Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая теплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
– У меня ветки не такие густые, не такие теплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, – сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла ее от холодного ветра.
Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
– Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он все же спросить у Мороза:
– Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
– С берез, с ветел – со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелеными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелеными.
Японская народная легенда о магнолии.
В Японии рассказывают печальную легенду об этих чудесных цветках.
Бедная цветочница Кейко без устали трудилась, делая бумажные цветы, но они стоили недорого, и она едва сводила концы с концами. Кейко часто плакала от голода и нужды, и от того, что болели пальцы от постоянной работы. Но однажды в её комнату залетел старый мудрый попугай. Кейко приютила его и он открыл девушке тайну, как оживлять бумажные цветы. Для этого достаточно было окропить их слезами в тёмную лунную ночь. Но мудрая птица заклинала Кейко никогда не окроплять последней слезинкой. И Кейко стала делать чудесные живые цветы. У неё появились деньги. Возлюбленный — бедняк Аратуми, узнав тайну, стал заставлять девушку плакать и работать всё больше и больше: ему хотелось быть богатым и жить во дворце. И настал день, когда Кейко выплакала свои последние слёзы. Аратуми не остановился и окропил последними слезами бумажный цветок, но цветок не ожил. Тогда Аратуми швырнул цветок на землю и ушёл. Цветочница Кейко ослепла и осталась в одиночестве. Этот белоснежный бумажный цветок, который Кейко сделала последним дал корни и вырос в куст магнолии.
Красота этих цветков завораживает. И пусть цветёт магнолия всего несколько недель. Очарованные люди выращивают невысокие деревца целый год, чтоб весной снова встретиться с чудесным творением девочки Кейко.
Легенда о кампсисе перуанских индейцев кечуа.
В одном из племён жили сильный и смелый юноша Тетцкаоматль и юная прекрасная девушка Келькацкуотль, отцом которой был Верховный Жрец племени. Молодые люди полюбили друг друга и юноша осмелился просить руки своей возлюбленной у её отца. Но жрец не мог допустить свадьбы благородной дочери с простым бедным воином. В ярости он схватил валявшуюся неподалёку палку для жертвенного костра и с силой воткнул её в землю.
«Повелеваю тебе изо дня в день приходить на это место, к храму, и поливать водой эту рассохшуюся палку. Если на ней появится хотя бы один зелёный листик, я, так и быть, отдам Келькацкуотль тебе в жёны. Но если спустя пять дней палка не прорастёт, то за твою дерзость тебя принесут в жертву богам!
Понимая, что погиб, юноша в отчаянье приходил к храму и, как повелел жрец, поливал сухую палку водой, а девушка все эти дни горько плакала.
Но на четвёртый день случилось чудо! На сухой палке появился робкий первый зелёный росток. На рассвете пятого дня, не веря своему счастью, Тетцкаоматль прибежал к храму, и его глазам открылась сказочная картина: вся палка снизу доверху была густо покрыта зелёными листьями, которые слегка шевелились от дуновения ветра, а не его макушки распустились гроздья алых цветков.
Молодые поженились. Они всю жизнь приходили к этому дереву, благодаря богов за подаренное им счастье! Именно поэтому жители Южной Америки называют кампсис не иначе, как “Дерево Счастья”.
С того времени потомки когда-то великого племени верят, что маленький кусочек ствола, срезанный в полнолуние в полночь и заботливо поливаемый, приносит счастье влюблённым. В Перу кусочки дерева счастья дарят возлюбленным. При этом считается, что чем быстрее на них растут листочки, тем сильнее любовь.
За способность приростать кусочком стебля это растение и называется – кампсис укореняющийся.
Кадр из мультфильма "Легенды Перуанских Индейцев" (1978).