Заповедная дубрава

Опять одиннадцатый класс прощается со школой, в очередной раз прозвенел последний звонок. Самые яркие вспышки радости из школьной жизни забирают с собой юноши и девушки. Эти вспышки не гаснут бесследно, а оставляют искры на память родной школе. Одна такая искра выразилась в желании украсить школьный двор. Ребята высадили замечательные цветы на клумбу, чтобы раскрасить Сад, а погожие летние деньки оставляли неизгладимое впечатление разнообразия палитры школьных цветников. И посадили два куста ароматного чубушника, чтобы в конце июня на фоне набегающего летнего зноя вдыхать густой, тягучий запах жасмина и любоваться пеной его цветков.
Это прекрасно когда о тебе остаётся такая красивая и в прямом смысле живая память.
Спасибо вам от школьного сада!

Японская мудрость гласит:

«Плохой садовник растит сорняк.
Хороший — выращивает сад.
Умный — культивирует почву.
Дальновидный садовник растит ученика».

Воспитать видение культуры оказалось задачей неосуществимой. Привить гимназисту естественное видение красоты не удалось. Желание бегать по клумбе должно было остаться там же, в раннем детстве, с увлеченным распугиванием стаи голубей. Ломать ветки и рвать цветы бессмысленное занятие ведь это изначально всё и без того Ваше.
Легкомысленное отношение ко всему живому не то что не уходит, а продолжает воспитываться снова и снова. Ничего само по себе не растет, за всем нужен уход, было утверждено неоднократно. В 1995 году была высажена аллея выпускников. Выпускники ушли, а у выпускавших учителей появились новые заботы, в результате все деревья погибли. В 2001 году аллея выпускников была возобновлена, но ее постигла та же учесть. Было желание передать эту традицию не уходящему классу, а тем, у которых впереди еще несколько неразрывных лет со школой. И сажать всего одно деревце, но ухаживать за ним – своевременно поливать, пока не приживется. Так и было сделано. В 2006 году посажена вишня одним из классов средней школы. Под вишней учениками класса была заложена бутылка с посланием к будущим поколениям. Но, тем не менее, никто из дружного класса после посадки не полил своё деревце - вишня погибла. Что почти произошло и с посаженными цветами и кустом чубушника в этом (2018) году, через месяц после посадки на кустах засохли листья, но начавшиеся обильные дожди в июле их реанимировали. В августе на бедном чубушнике опять засохли молоденькие листочки.

Выбор места дело немаловажное, ведь от стихийного озеленения мы ушли в 2006 году, но всё возвращается на круги своя.
Высота взрослого куста чубушника два и более метра и нахождение его на выбранном месте, мягко говоря, оригинально. Огромное желание было, чтоб у выпускника гимназии не возникала вопросов с построением композиции, также как любой человек видит, что расположить по центру асфальтовой площадки, скамейку либо урну крайне оригинально.

Второй куст чубушника оказался более жизнелюбивым и выстоял, но и он сидит на жутко уязвимом месте. При планировке посадки растений учитывались и условия технической уборки территории и места максимальной антропогенной нагрузки. Второй чубушник сильно поплатится за свое месторасположение, так как здесь находятся снежные отвалы зимой и как следствие излюбленное место детских игр. Чубушник будет расплющен снегом и вытоптан ребятнёй.

Видно не суждено было стать дальновидным садовником. Может быть, понятие дальновидности вообще нереалистичное, а мифическое.

И между тем место для чубушников давно уже есть – это подлесок заложенной в 2011 году Заповедной дубравы.

В данном контексте слово Заповедная относится не к современному значению – заповедь – то, что нужно соблюдать, а к исконному старославянскому — zapovedati - сообщить, рассказать. Слово образовалось в славянских языках с первоначальным значением — «то, что сообщено». В древнерусский язык слово вошло в употребление в X веке. Что же касается дубравы об этом далее.

На заре человеческой цивилизации люди разных народов питали особое благоговение к старым деревьям. Устраивая цветники, несмотря на обилие дикорастущих по лугам цветов они имели обыкновение насаждать и деревья, под сенью которых охотно проводили время. Потребность в тенистых деревьях утвердилась у древнейших племен. В рощах проходили советы старейшин, под вековыми деревьями вершилось правосудие, на тенистых аллеях еще у совершенно невежественных народов закладывались азы образования.

Во времена «зарождения человеческой цивилизации на Ближнем Востоке» распространяется культ священных деревьев, от них переходит к грекам и далее к другим народам. Заповедная роща или вековое дерево в древних верованиях считались особо священным местом - предшественником храмов – здесь проходили культовые обряды, здесь находились места убежищ.
Главным центром древесного культа древнейшей истории Вавилонии служил приморский город Эриду, известный своим священным деревом Кишкану. В вавилонском эпосе о Гильгамеше жилищем богов и святилищем богини Иннин являлась заповедная роща. Священные рощи с культом деревьев появляются во многих городах. В Сузах столице Элама знаменитая роща недоступная для непосвящённых служившая святилищем бога Шушинака. В Берите была известна священная роща Эшмуна.

Более чем за две тысячи лет до н. э. начинается экспансия и распространение шумеро-аккадского культа на средиземноморское побережье, где обработанные старые мифы звучат по-иному. Культ Иннин был известен в Израиле, семитские племена, касаясь религиозной традиции шумеров, восприняли ярчайшие образы главных божеств и ввели их в свой пантеон. У западносемитских племён это Ашторет, у южносемитских Аштерт. Иннин как «Божественная мать», Мать Природа, имеющая множество имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда её почитание, как дающей жизнь.


Оттиск цилиндрической печати из храма богини Иннин в Уруке. Начало 3 -го тыс. до н. э. (период Джемдет-Наср). Переднеазиатский музей. Берлин.

Вследствие долгих торговых отношений, сближения необходимого для естественного взаимного сосуществования, религиозные тратиции месопотамского культа переносятся в эллийскую культуру. Античным богам, героям и повелителям посвящались так называемые герроны – рощи в их честь. У эллинов Иннин соответствует богиня Астарта, изображающаяся в виде женщины с лилией - символом плодородия. На Кипре в культе богини Астарте деревья играли выдающуюся роль. В храмах посвященных Астарте возводились столбы, символизирующие священные деревья.

В древней Самарии город Сихем, к северу от Иерусалима, имел аборигенный культ священных деревьев, который впоследствии заимствовали израильтяне. Сихем располагался в узкой долине между горами. Местность эта была богато орошённой, изобиловала абрикосами, гранатами, сливами, розами и миртами, здесь процветала культура олив и виноградарство. Там, под Сихемом в святилище Господнем, стоял «дуб прорицателя», или «дуб волшебников».


Мамврийский дуб

Стоял жаркий полдень. Ветви приземистых, ветвистых дубов бросали рассеянную тень на пропылённый шатёр Авраама, убаюкивая старца монотонным шелестом листвы. Но послеобеденная дрёма не шла. В груди, совсем как в юности весной, ширилось тревожащее душу волнение, заставляющее обеспокоить старые кости.
Испытывая необъяснимый внутренний зов, Авраам встал со своего ложа, поднял полог шатра, вгляделся в макушки окружавшей его рощи: небо бело от зноя, жаркое марево, искажая пространство спутанным узором, поднималось вверх, не беспокоя ни один лист на ветвях. Внезапно лёгкое дуновение прошло по окраине рощи. Ветер захватил, закрутил измученные жарой листья, закачал ветви так, будто воздушная стена приблизилась к деревьям и пошла через них. Авраам с тревогой вгляделся в вихрь, идущий по деревьям в его сторону. Одной рукой плотнее запахнул халат, другой ухватился за полог шатра, не решив ещё для себя, стоит ли наблюдать за странным явлением или благоразумнее укрыться в шатре?
Внезапно, словно натолкнувшись на стену, ветер стих. Роща замерла в необычной для неё тишине, которую не смела нарушить ни одна птица, ни одна цикада. Старец утёр заслезившиеся от напряжения глаза и, подняв взгляд, увидел троих красивых мужей в невиданных одеждах…

Библия, Ветхий Завет, Бытие. Глава 18.
1. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли.

Авраам жил за две тысячи лет до рождения Христа, но Господь любил его и открылся ему за чистоту его сердца и беспрекословное послушание.

Прошли годы. Место первой встречи человека со Святой Троицей было особо почитаемо людьми многих конфессий — и православных, и мусульман, и иудеев. Каждый путешествующий по этим краям считал своим долгом свернуть к роще Мамре и подивиться на Мировой Дуб. Он растёт на западном берегу реки Иордан, в трех километрах северо-западнее знаменитой пещеры Махпела, теперь на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне (В 1868 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме во главе с архимандритом Антонином Капустиным после долгих уговоров мусульманских властей за три тысячи фунтов, приобрела близ Хеврона участок земли, на которой рос легендарный Мамврийский дуб.
Паломник игумен Даниил, посетивший это святое место, в XII веке (1104–1107 гг.), сообщает нам о том, что Мамврийский дуб произрос из камня: «Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым, как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный…».
На этом месте, согласно библейской легенде, Авраам воздвиг алтарь. В XX веке археологи, проводившие здесь раскопки, вблизи караванной дороги в Египет обнаружили фундамент этого алтаря, над котором некогда был воздвигнут храм. Теперь рядом с этим местом находится Свято- Троицкий православный храм, освящённый в 1925 году.
Мамврийский дуб в начале XX века начал медленно засыхать. Процесс усугубляли паломники, старавшиеся отщипнуть и унести с собой частицу святыни. Последний зеленый листок видели на дубе в 1995 году.

Есть поверье, что конец света не наступит до тех пор, пока жив Мамврийский дуб. Но от корня засохшего великана пророс маленький росток. К великой радости верующих, ствол этого ростка тоже расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.

Историки, подняв архивы, обнаружили, что дуб уже многократно засыхал, а потом вновь восстанавливался через молодую поросль, о чём есть многочисленные записи русских паломников, причем несколько таких молодых отростков были ранее перевезены в Грецию и высажены у монастырей Афона и Метеоры.
Чтобы сохранить остатки старого дуба и его молодой росток, вокруг дерева была выстроена прочная высокая решётка. Старый мусульманин с сыном денно и нощно охраняют это место. Старик говорит, что это очень важное и ответственное дело перешло к нему от отца и в своё время перейдёт к его сыну. И в том, что мусульманин хранит святыню, нет ничего удивительного, ведь Авраама считают отцом всех верующих: иудеи называют его своим отцом, мусульмане — господином нашим Авраамом, мы — праотцем Авраамом.

Земля одна и небеса едины,
Творенье Господа во славе неземной,
Священный дуб далёкой Палестины
Нам дарит мир, надежду и покой.
Он засыхал, чтобы воскреснуть снова,
Жизнь продолжая в поросли младой,
Вначале было Слово, Божье Слово,
И встреча Старца с Троицей Святой.

Р. Морозова

Залитая солнцем Заповедная дубрава с подлеском из ароматного чубушника должна была представлять собой первобытный греческий сад. Идиллия которого воспета описаниями Гомера образа жизни современных ему греков. На оставленных Гомером зарисовках дубравы, где на лугах меж деревьев резвились богоподобные девы и рвали на них фиалки, крокусы, ирисы, герани, гвоздики и анемоны.


Милюков Александр Николаевич «Южная идиллия»

Греки предпочитали проводить свой досуг на свежем воздухе. Поэтому именно сады представляли собой подходящую обстановку для физического и духовного воспитания молодых людей. Герроны обрамляли амфитеатры, стадионы для физических занятий и игр были неотъемлемой частью оформления архитектурных сооружений, подчеркивая величие храмов и других жемчужин греческого зодчества.
Популярными в озеленении были цветущие растения, пышные деревья и кустарники, позволяющие придать саду насыщенность и тенистость. Греки любили устраивать в садах террасы, наполненные разнообразными растениями.

Для эпохи Древней Греции характерны гуманизм и стремление к единению и гармонии человека с природой. Расцвет древнегреческого искусства обустройства садов и парков приходится на середину первого тыс. до н.э. и совпадает с пиком развития идеалов гармонии духовного и телесного начал.
Герроны для древних греков были местом для уединения, бесед и размышлений. Легендарна дубовая роща Алкомены в Беотии, где был заключен священный брак Зевса и Геры, бога и богини дуба. Эта роща всегда пользовалась преимущественным уважением, где воспитывались светлые умы и рождались понятные, обоснованные научные теории и научный лексикон философии, естествознания, метеорологики, социологии, риторики и др.

В классическую эпоху распространяется форма прорицания Оракул (от oro – «говорю, прошу») – это прорицание от имени божества оглашенное жрецом. Самый древний греческий оракул был основан на месте более древнего языческого святилища в деревне Додоне близ города Эпира. На глубокую древность прорицалища Зевса, основание которого приписывали Девкалиону сыну Прометея, указывает эпитет «Пеласгический» встречающийся в «Илиаде». Пеласги создатели первой европейской цивилизации. В гомеровские времена пеласги были сильно потеснены или уже не существовали и сменили культ божества урожая и плодородия на почитание Зевса. Появляется и закрепляется впоследствии способ предсказания: люди слушали волю Зевса с высоковерхого дуба (Одиссея, XIV, 328).


Святилище Зевса в Додоне, расположенное в Эпире, реконструкция.

Корабль Ясона предводителя аргонавтов обладал даром пророчества, потому как сама Афина Паллада поместила в корму «Арго» доску священного дуба Додонского оракула.

В 5 в. до н. э. Геродот (II, 54 и 57) сообщает о связи Додонского святилища египетскими жрицами. Он свидетельствует что, по словам египетских жрецов из храма Аммона в Фивах две жрицы были увезёны финикиянами и проданы — одна в Ливию, другая в Грецию. По словам же додонских жриц и служителей храма, две черных голубки вылетели из египетских Фив, одна в Ливию, другая в Додону; сев здесь на дуб, прилетевшая голубка сказала человеческим голосом: Здесь следует быть прорицалищу Зевса, и люди, признавая это за веление свыше, устроили здесь оракул.
Я же, — продолжает Геродот, — думаю об этом так: если в самом деле финикияне увезли священных женщин и продали одну в Ливию, другую в Грецию, то мне кажется, что эта последняя была продана в Феспротии, которая есть область Пеласгии, называемой теперь Элладою.

Далее священные рощи прорицания становятся местами просвещения. Так в Спарте к гимназии примыкало засаженное платанами место – рlatanista. Впоследствии возникали аллеи для гуляющих, так называемые галереи философов. Все самые известные философы Эллады черпали в них вдохновение, именно туда приходили послушать мудрые речи их ученики. Городские улицы украшали ряды тенистых деревьев – аллеи. И, конечно же, каждый уважающий себя гражданин стремился окружить свой дом своим собственным удобным и прохладным садом.
В Афинах вблизи общественных зданий, особенно возле академии и лицея находились рощи довольно значительной величины. Для философских бесед и уроков были предназначены специальные парки – философские сады.


Платон (427 до н. э. — 347 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

В аллеях при Академии прогуливающийся Платон десятилетиями поучал своих учеников. На стене основанной Платоном Академии просуществовавшей более 1000 лет было начертано: «Да не войдет сюда никто не знающий геометрии».

Знамениты аллеи не менее предыдущих, которые находились около лицея, где Аристотель основал свою школу перипатетиков.
Аристотель (384 год до н. э. — 322 год до н. э.) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского.


Аристотель прогуливающийся с юным Александром.

Римский пантеон, унаследовавший греческих богов, так же и перенял культ поклонения дубу. В древней Италии все дубы были посвящены Юпитеру италийскому, двойнику Зевса, а желуди назывались божественными плодами. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший писал, что дубы, «не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

В Древнем Риме существовала дубовая роща в долине на Капитолийском холме в центре только что построенного Рима. Другая дубовая роща была на восточном склоне Авентинского холма. Первые жители Рима использовали дубовые рощи и как святилища и как места убежищ.


Храм Юпитера на Капитолийском холме был воздвигнут, как и в Додоне, на месте более древнего святилища сабин.

В Риме на Капитолии Юпитеру поклонялись как божеству дуба. В старых римских текстах показан спад религиозности, противопоставляя добрые старые времена веку нынешнему, когда «никто не почитает небо за небо и ни во что не ставит Юпитера». Когда в былое время благородные матроны босиком, с распущенными волосами, но с чистыми помыслами поднимались по склону Капитолийского холма и молили Юпитера о дожде. Дождь начинал лить как из ведра. «Но ныне мы уже не религиозны. Поэтому и сохнут поля».

Римская религия, её истолкование, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. В тенистых дубравах укрывшись от дневного зноя, под шелест дубовых листьев создавались научные трактаты на латыни. Вплоть до XVIII века латинский язык оставался международным языком науки. В латинском переводе стал в 1503 широко известен в Европе отчёт Америго Веспуччи об открытии Нового света; на латинском языке составлен первый документ в истории русско-китайских отношений — Нерчинский договор 1689. На латыни писал и читал лекции русский учёный Ломоносов (1711—1765). Сейчас латынь относится к числу так называемых мёртвых языков, подобно древнегреческому и др., но медицинские термины и научные названия животных и растений по-прежнему пишутся на латыни.


Иллюстрация трактата о мифах, «Юпитер Додонейский» J. J. Boissard 1615 г., изображает Священный дуб имеющий человеческий облик, по шелесту листьев которого жрецы оглашали пророчества.

С течением времени остальные народы, населявшие обширные дремучие леса Европы, приняли римского бога Юпитера и куль дуба.

Согласно кельтской мифологии друиды (жрецы у древних кельтских народов) для совершения торжественных служб они выбирали дубовые рощи и ни одного обряда не справляли без дубовых листьев. Кельтским символом верховного бога Тараниса являлся высокий дуб.

Почитание священных рощ имело первостепенное значение в религии древних германцев; главным священным деревом у них был дуб. Он был посвящен богу Донару, равнозначному норвежскому Тору.

Главным божеством литовцев был бог грома и молнии Перкунас, сходство которого с Юпитером часто отмечалось. Ему были посвящены дубовые деревья. В честь Перкунаса горели огни, поддерживаемые древесиной дубовых деревьев; если такой огонь угасал, его вновь зажигали путем трения кусков священного дерева.
Литовцы были обращены в христианство лишь к концу XIV века. К этому времени культ деревьев продолжал играть у них важную роль. Они почитали огромные дубы, от которых получали оракульские указания. Другие литовцы ухаживали за священными рощами рядом со своими деревнями, считалось грехом сорвать в них даже ветку. Они думали, что человек, сломавший ветвь в такой роще, либо тут же умрет, либо будет изуродован.

У племен финно-угорской группы языческие культы большей частью отправлялись в священных рощах, огороженных заборами. Нередко такие рощи представляли собой простые поляны или расчищенные участки леса с несколькими деревьями. В самом центре рощи — по крайней мере у волжских племен — стояло священное дерево, которое затеняло собой все окружающее. В роще воспрещалось рубить деревья и срывать ветви.

У славян дуб также был священным деревом бога Перуна. В Новгороде когда-то стояла статуя Перуна в виде человека с громовым камнем в руке. В его честь день и ночь горел костер из дубовых поленьев, а если он угасал, то служители за недосмотр обрекались на смерть.

Находки «Перуновых дубов»
«В 1909 оду в 8 км от устья Десны между Остром и Черниговом был поднят дуб, в ствол которого были врезаны четыре кабаньи челюсти - это однозначно говорит о том, что у славян-язычников он выступал в качестве объекта поклонения. В 1975 г. же аналогичный дуб, но на этот раз уже с девятью кабаньими челюстями, был найден в Днепре, чуть ниже устья Десны. Нижняя часть этого дуба, что весьма интересно, носит следы огня - это свидетельствует о том, что у его подножия горел священный огонь." Ивакин Г.Ю. «Священный дуб языческих славян», журнал «Советская этнография». №2, 1979 г.



Костенко Александр "Перунов дуб" 2011 г.

Обращение к священному дубу

Дуб величественный леса,
Где топор не знает дела,
Где Перун лишь беспокоит
Думы младших твоих братьев,
Оглашая небо лета
Громом сказанного слова.

Спящей рощи великаны,
Как застывшая дружина,
Вкруг тебя хранят молчанье
В дни правления Мороза,
Когда плащ супруги снежной
Им доверен на храненье.

Ты, старейшина деревьев,
Помнишь предков наших славных,
Знаешь как они мужали,
Сохраняя в своём сердце
Всю любовь и уваженье,
Что они к тебе питали.

Я к тебе пришёл с поклоном,
Я к тебе сегодня с даром,
Я к тебе имею просьбу:
Дай совет мне и внушенье,
Как мне поступить, и делу
Моему придай, ты, крепость!

Буду здрав твоей я силой,
Будут годы мои долги,
Будут мысли мои светлы,
Будет кровь моя по жилам
Бежать, словно твои соки, -
От корней и до макушки!

Мой поклон вам, все деревья,
Мой поклон священной роще,
Месту мой поклон, землице,
На которой пребываю,
И которая питает
Ваших отпрысков в достатке!

Мне позволь к тебе стать ближе,
Подойти, обнять и слушать
Твой ответ и наставленье,
Если дать их пожелаешь,
И наполни моё тело
Силой, мужеством, здоровьем!

Геннадий Дергачев 08.02.2012

С приходом христианства языческие верования и святыни искоренялись, вырубались и священные дубы. Так Феодосий I Великий (347—395 гг.) — последний император единой Римской империи наложил запрет на языческие оракулы, и Дуб прорицатель в Додоне был срублен.
Священный дуб древних германцев-язычников дуб Донара, неподалеку от Гейсмара в Гессене, срубил в VIII веке Св. Бонифаций (673-754). Присутствовавшие при этом язычники ожидали гнева своего бога, но случилось это не скоро, 80-летний Бонифаций был убит во время ограбления.

Христианские миссионеры вырубали священные дубовые рощи в литовских княжествах. Местные жители открыто выражали недовольство тем, что подвергаются разрушению их лесные божества.
Долго после принятия христианства они употребляли деревянные плуги вместо железных. Суеверное уважение к дереву заставляло литовцев держаться этого обычая.


Святой Кирилл срубает священный дуб язычников. Фрагмент иконы ХIХ в. Святые Кирилл и Мефодий.

Как бы то ни было, отношение человек к дубам осталось уважительным. И христианство стало почтительно относится к дубам, вспомнив о своей святыне - Мамврийском дубе. Где Священный Дуб был изображён на тысячах древних икон и рисунков, поэты прославляли его в своих стихах. Думается, что и Александр Сергеевич Пушкин не случайно центром волшебного Лукоморья сделал именно это величественное дерево. Ведь в православном христианском мире существует поверье: «Когда Святой Дуб Мамврийский увянет, ждите прихода Антихристова!»


Дуб в Александровском саду.

Наши предки, леса в которых росли дубы, считали неприкасаемыми, поэтому они практически не подвергались вырубке. Такая дубрава находилась на северном склоне Боровицкого холма, на котором стоит Московский Кремль, юго-западная часть холма была покрыта хвойным лесом - бором. Лесной покров частично сохранился, видимо, и во времена славянского заселения, на что указывает название церкви Спаса на Бору и Боровицких ворот. Однако при образовании Москвы, её заселении и нарастающей потребности в строительной древесине леса отступают от города.

Московская крепость с момента ее возникновения в XII в. выросла из маленькой укрепленной княжеской усадьбы в крупный город, стала во главе борьбы за объединение феодальной Руси и превратилась в ведущий центр складывавшегося Русского государства. В этом процессе немалую роль сыграло военно-инженерное обеспечение приоритета и силы столицы Московского княжества, развитие и усиление ее крепости - кремля.
Первые стены крепости, называемые источниками еще не "кремлем", а "кремником", сгорели в 1331 г.; их разрушение довершил пожар 1337 г., когда "Москва вся погоре" и в том числе погибли 18 храмов. Через 2 года после пожара 1337 г., 25 ноября 1339 г. Иван Калита закладывает новую крепость: "Того же лета заложен град Москва дубов... и срублен бысть тое же зимы в великое говениё...", т. е. в великий пост, 31 марта 1340 г.

Остатки западной стены кремля Калиты были обнаружены при постройке Большого дворца со стороны р. Неглинной; она шла с отступом в 3 сажени внутрь параллельно существующей западной стене Кремля.


Часть дубовой стены из раскопок XIX в. в Кремле, предположительно связываемая со стеной постройки Ивана Калиты 1339-1340 гг.
1 - вид с внешней стороны; 2 - схема врубки, вид с внутренней стороны; 3 - вид с торца.

Искусная работа зодчих в укладке брёвен поражает, и это при том, что русские зодчие работали одним топором. Пилы не применялись, по причине того, что её зубья рвут древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор уплотняет древесину, делая её водостойкой. Дом, срубленный одним топором более качественный. Гвозди тоже не использовали, потому, что вокруг них дерево со временем гниёт. Соединяли брёвна при помощи деревянных костылей или вырубали в них пазухи (углубления). Эти знания до нас в полной мере не дошли, их передавали устно и по секрету. Делились ими только внутри строительного коллектива – артели. Передавались знания из поколения в поколение.

На Западе говорили деревянная постройка для русских гораздо удобней, нежели каменная. В этих широтах в каменных домах больше сырости и они холоднее чем деревянные.

Строительство дома на Руси - акт творения. В эту эпоху ходили рукописные руководства по арифметике и геометрии. Строители, ремесленники и торговцы учились по ним самостоятельно. Никакой системы образования не было. Поэтому во времена Ивана Грозного стали поднимать вопрос о просвещении. На стоглавом соборе в 1551 году было принято решение, чтобы в разных городах страны при церквях и монастырях обучали детей грамоте, счёту и письму.

Стекла в Москве ещё нет, на посадских домах используют рыбий или бычий пузырь. Были и слюдяные окошки, мутные, но красивые.

Деревянные храмы возводились по традиционной схеме: восьмирик (многоугольник) на чтверике (квадрате или прямоугольнике) – это основа деревянного зодчества.

Церковь в обществе занимает главенствующее положение. После указа Ивана Грозного первые школы появляются при храмах. Преподают духовные люди. Образование получают и боярские дети и посадские. Посадские занимаются ремеслом и торговлей, а это требует знаний, по крайней мере, грамоты и счёта. В этих школах не могут обучатся женщины и крепостные крестьяне (холопы). Такая ситуация продлится на Руси до XIX века.

До XVII века большинство строений в Москве из дерева. Даже царь рядом с парадными каменными палатами имеет деревянные – удобные для жизни.
Историки говорят, что русские столетиями жили в деревянном веке. Московитяне считают, что каменные дома нездоровые и недобрые. У русского человека непоколебима любовь к дереву. На этот счёт существует притча:

У мудреца спросили: Кто научил их злу?
Огонь – ответил мудрец.
- Кто научил их быть сильными?
- Вода.
- А кто научил их добру?
- Дерево.



Gole 1685 г.

Эзоп

Басня

Дуб и Юпитер

Дуб, любящий обвинять, говорит:
"Мы поистине ведем несчастную жизнь, потому что нас безжалостно вырубают по сравнению со всеми остальными деревьями".
Но Юпитер отвечает: "Вы сами и являетесь причиной этого несчастья, потому что сами держите топор человека (имеется в виду деревянное топорище). Если вы не будете держать топор, то и человек не сможет вас вырубать".

Мораль: глупо обвинять Бога, коли ты сам причина своих несчастий.



Зеленые поля XII века с первыми укреплениями на вершине Боровицкого холма — самый ранний из нарисованных Аполлинарием Михайловичем Васнецовым видов московских земель. Чтобы создать эту работу, художник исследовал летописные свидетельства, первые упоминания о Москве XII века. Основной задачей Васнецова было показать зрителю, что Москва XII века это небольшая крепость.

Примерно так выглядела дубрава на берегу реки Неглинной, как на картине Михаила Константиновича Клодта «Дубовая роща» (1863). Третьяковская галерея.

Петровские дубы Петра I историки нередко называют первым лесоводом России. Он отдавался организации лесного хозяйства со свойственной ему энергией: известно, что за годы правления Петра Великого им было подписано более ста указов, распоряжений и инструкций, относящихся к сбережению и рациональному использованию лесных богатств.
Пётр строил молодой город на берегах Невы, на болотистой местности это было редкое дерево. Но оно росло надёжно, осушало почву и производило для флота крепкую древесину. Не случайно в петровские времена существовал указ, грозивший смертной казнью за самовольный выруб «царских деревьев». Пётр сажал их в честь всяческих знаменательных событий, и самым известным в наше время был дуб, 260 лет росший на Каменном острове Петербурга. Он был обнесен цепями для лучшей сохранности, имел табличку с надписью: «Сей дуб посажен основателем Санкт-Петербурга Петром Ι в память о пребывании у канцлера Г. И. Головина в 1715 г.»
«Дабы подать народу пример об сбережении дубового лесу, Государь приказал примеченные им в Кронштадте два старых дуба оградить, поставить подле оных круглый стол и места для сидения. Летом, приезжая туда, часто сиживал там с кронштадтскими командирами и корабельными мастерами…, публично благодарил корабельных мастеров и морских офицеров, которые сажали в садах своих в Петербурге дубы, и, увидев то в первый раз, целовал их в лоб».
Якоб Штелин, деятель Российской академии наук, действительный статский советник – о Петре Великом.

Самая ранняя фотография исторического дуба, посаженного Петром I в 1715 году на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

«После смерти Петра I в 1725 году прошло много лет. Одни, посаженные им деревья, погибли во время войны. Другие засохли от старости. И только тот самый дуб с Каменного острова ежегодно выпускал на своих старых ветвях свежую молодую зелень. Наступил 1975 год, тревога за дальнейшую судьбу 260-летнего старца не отпускала – Юрия Константиновича Ганнибала (потомка А.П. Ганнибала, крестника Петра I) . Часто приезжая на Каменный остров, видел, что дни дуба сочтены, в живых оставалась уже только одна веточка, на которой, среди желтеющей осенней листвы, виднелось несколько желудей. Из тех желудей выросли замечательные дубки. Все, кроме одного, были переданы для посадки в исторические места и музеи, один дуб посажен возле дома родителей. Теперь он уже взрослый, сам даёт жёлуди, и мы выращиваем из них небольшие саженцы, которые дарим, сопровождая пояснительной дарственной грамотой и скрепляя семейной Ганнибаловской печатью.

Считается, что какова история и мифология народа, таковы и сами люди: если с детства детям читают Тургенева, «Слово о полку Игореве», сказки Пушкина, Ершова, Бажова, а в число выдающихся исторических лидеров ставится святой Александр Невский, то и вырастет человек, отождествляющий себя как «потомок» этого наследия. Если сызмальства герой — непонятное яйцо Шалтай-болтай, Алиса со странными своими знакомыми или обжора Робин-Бобин, съевший на завтрак телегу, то это другое наследие. Колонизация индейцев, гангстеры и ковбои — история следующая. Кто-то пропоёт своим детям героические народные сказания, передаваемые из уст в уста столетиями, а кто-то включит мультфильм про уродливых монстров.
Мы сами, своею жизнью, делаем историю, а потом уже эта история воспитывает наших внуков. Напишем же её так, чтобы нашим потомкам не было стыдно за нас, а нам, на небесах — за них.»

Из книги Татьяны Юрьевны Ганнибал «Петергоф — родина исторических дубов», Санкт-Петербург 2015г.

Тургеневский дуб

Рассказывает Лилия Ивановна Ганнибал:
В Спасское-Лутовиново, имение, в котором когда-то жил Иван Сергеевич Тургенев, я приехала в октябре 2012 года. Давно собиралась, да всё дела, дела… В тот раз решила, еду непременно! Очень хотелось набрать желудей с исторического дерева и, подрастив их, высадить потом в Тургеневских местах Санкт-Петербурга. В нашей семье знали, что ещё мальчиком, лет десяти, Ваня Тургенев посадил неподалёку от своего дома молодой дубок, быть может, даже своего ровесника, а значит, скоро, в 2018 году, дубу исполнится двести лет! Сколько он ещё простоит?
В воздухе пахло поздней осенью, сухие бордовые и жёлтые листья шуршали под ногами, утренний морозец посеребрил траву и дорожки. Мы всё вглядывались в рослые деревья, надеясь ещё издали заприметить нужное. А вот и дуб! Как высоко ушли его ветки в небо, не оставляя никакой надежды нарвать желудей. К тому же невысокий заборчик огораживал достаточно широкую площадь, которую посетителям затаптывать было не велено… Печально смотрю ввысь, замечаю пучки коричневых «шариков». Вон они, заветные жёлуди, за которыми пришлось ехать так далеко!
Живо припомнилось, как когда-то мы с дочками все выходные мастерили поделки из желудей к школьной выставке. Маленькие пальчики, с трудом разминая холодный пластилин, лепили сказочный город-лес, населённый пешеходами из желудей, всадниками, барашками… Город был старательно украшен засохшими листьями, рябиной красной и черноплодной, тонкая проволока надёжно удерживала сложную конструкцию. Мы засыпали тогда уставшие, но совершенно счастливые.
Утром, едва открыв глаза, дети заметили, что случилось нечто необъяснимо-ужасное. Наш сказочный город был разграблен, от желудёвых всадников, барашков и пешеходов остались одни «шляпки». Тонкая проволока была разогнута, рябина рассыпана по полу… Я прибежала на зов о помощи, в удивлении остановилась на пороге. И тут мы услышали негромкое шкрябанье коготков по стеклу. В приоткрытую форточку заглянула белка, деловито потёрла мордочку лапкой и недовольно посмотрела на нас. Мы замерли… Рыжая разбойница сердито зацокала на нас, в два прыжка, по шторе, спустилась до стола, ловко выкрутила из пластилина два последних жёлудя и, засунув их за щеки, унеслась прочь.
…Вот бы нам сейчас такую помощницу!
Первая помощь пришла в лице нашего экскурсовода: Елены Борисовны Новиковой: она нашла несколько желудей возле тропинки. Чуть позже, услышав наш разговор и сообразив, в чём проблема, двое мальчишек лет семи шустро перелезли заборчик и принялись шебуршить листья и траву, быстро находя упавшие жёлуди.
— Вот! Забирайте! — улыбаясь во весь рот, подали они нам полные пригоршни желудей. — Тут ещё много, всем хватит!

«Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было».

«Люблю ли я свою Родину? Что же другое можно любить на земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений, чему нельзя не верить…»
«Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине моей поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883)

Университетский город-сад
Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, т.е. территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город.

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. По окончанию посадок общее количество превысило 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Были озеленены все внутренние территории университетского городка, свободные от застройки. Для защиты учебных помещений от шума и пыли вдоль границ университетского городка и вдоль транспортных проездов была высажена «защитная зелень».

Наша Заповедная дубрава одна из самых молодых посадок Арборетума, здесь помимо нашего дуба обыкновенного растут и другие виды. Дубы почитали разные народы, но и сами дубы были разных видов. Старейший Мамврийский дуб — дуб каменный (Quercus ilex) — вечнозелёное дерево с небольшими плотными листьями совершенно не похожими на листья нашего дуба.
В южноевропейском бассейне Средиземного моря в частности в Греции и Италии доминирующим видом является дуб турецкий (Quercus cerris). Видимо этот вид дуба, достигающий 40 метровой высоты и двух метров в диаметре, был посвящен Зевсу и Юпитеру.
В Колхиде у дуба грузинского (Quercus iberica) достигающего внушительных размеров с огромной шаровидной кроной сидел колхидский Дракон и сторожил золотое руно.
С особым благоговением относились в Закавказье к красивейшему дереву до 45 м высотой, со стройным стволом – дубу каштанолистному (Quercus castaneifolia), почитали его со времён Мидийского царства. «Самый сильный и ценный среди деревьев - дуб, очень прочный, в дополнение к своим прекрасным качествам. Дуб великолепие леса, его громадное тело - это море жизни. Могучий корень, проникая в землю, удерживает его в сильнейшую грозу. Пусть крылья сломаны, но он стоит на месте.» Так две с половиной тысячи лет назад говорили о дубе древние мидяне.
Царственному великану леса - дубу скальному (Quercus petraea) – поклонялись кельты.
Центральная и Восточная Европа вотчина нашего былинного дуба обыкновенного (Quercus robur), где он когда-то образовывал сказочные широколиственные леса – дубравы.

В Арборетуме были высажены:
Дуб обыкновенный 5 экземпляров, 4 самосевных дуба из природных мест обитания (МО), 1 дуб с пирамидальной формой кроны из Калининграда. Дубы развиваются хорошо, один уже третий год плодоносит.
Дуб крупнопыльниковый 1 экземпляр, развивается хорошо, сейчас это самый высокий дуб в коллекции (4 м).
Дуб араксинский 2 экземпляра, развиваются крайне медленно.
Дуб Гартвиса 1 молодой экземпляр.
Дуб зубчатый 1 молодой экземпляр.
Дуб каштанолистный 2 экземпляра.
Дуб красный 1 молодой, но очень быстрорастущий экземпляр.
Дуб монгольский 2 экземпляра.
Дуб турецкий 1 экземпляр.
Дубы каменный, пробковый и пушистый по 2 экземпляра проходили испытание в школьном питомнике.

В настоящее время уход за растениями не осуществляется, дубы каменный, пробковый и пушистый погибли. По распоряжению администрации школы дуб обыкновенный, посаженный ученицей 2-го класса Наташей и её бабушкой Галиной Ивановной, удалён (выломан и выброшен). Так же администрация убрала все опоры у дубов и ограждение, что при повышенной рекреационной нагрузки приведет к их вытаптыванию и подкашиванию триммером. Так же администрация усердно следит за регулярным выкашиванием краснокнижной ветреницы дубравной.

Воспитание любви к природе, истории, да и вообще интегрированного образования осталось не востребованным современными реалиями. Несмотря на приложенные усилия и работу по позиционированию эстетического и образовательного пространства вокруг школы на протяжении двух десятков лет решено было вернуться на 20 лет назад и как мне видится там и остаться навсегда.

Сказка старого дуба, "Союзмультфильм", 1948 г.