Путешествие к старейшему дереву Молдовы

Ночной Кишинев встретил чистой, свежей, безветренной и безмолвной атмосферой, даже таксисты были немы и безмятежны, а не выскакивали из неоткуда предлогая свои услуги и вращая ключами. И первое впечатление не обмануло, все пребывание в Молдове было свежим, солнечным и интересным. Короткое путешествие по Молдове будет с выдержками из «Описания Молдавии» Дмитрия Кантемира 1714-16 гг.

"Драгош, сын князя Богдана, решил перейти горы в восточном направлении с тремястами охотниками. Во время этого пути он случайно напал на след дикого быка, которого молдаване называли зимбру. Преследуя его, охотники спустились к подножию гор. Любимая собака Драгоша по кличке Молда неотступно преследовала зверя, который бросился в реку и там был пронзен стрелами охотников; собака бросилась за убегающим зубром в бурлящую реку, и быстрое течение поглотило ее. В память об этом событии Драгош назвал эту первую на его пути по сю сторону гор реку Молдовой, а место, где это произошло,— Романом, по имени своего народа, и пожелал, чтобы на гербе нового княжества была изображена голова дикого быка — зубра. Далее, проходя соседние земли, нашел Драгош плодородные равнины, орошаемые реками, крепости и укрепленные города, покинутые жителями, и, дав знать своим соотечественникам о том, что он нашел вельми богатую страну, предложил заселить ее. Римская молодежь охотно последовала за своим господином. Большими группами преодолевают они ущелья гор, прочно закрепляются в местах, столь чудесно обретенных, и торжественно провозглашают первооткрывателя сих мест Драгоша первым господарем новых поселений. Таким образом, эта провинция, будучи возвращена их прежним владельцам, потеряла вместе с римскими законами свое дако-римское наименование и стала называться как за рубежом, так и самими ее жителями Молдавией."

Кишинев

Аэропорт со столицей Молдовы соединяет бульвар Дачия, обсаженный с двух сторон на протяжении более двух километров плакучими шелковицами. Некогда это был маленький ничем не примечательный город, как глоссит летопись:
"Кроме этого города, есть Кишинев на реке Бык, городок не очень большого значения. Недалеко от него виден ряд огромных каменных глыб, расположенных по прямой линии так, как если бы они были уложены человеческими руками; но верить этому не позволяет как величина глыб, так и пространство, на котором они находятся, ибо некоторые из них имеют по три или четыре локтя в поперечнике, и ряд таких глыб тянется через Тирас до самого Крыма."
С тех давних пор Кишинев стал крупным городом и столицей, его исторический центр притягивает своей архитектурой, зелеными бульварами, заросшими двориками и обилием парков.
Триумфальная арка высотой 13 метров была воздвигнута в 1840 году и стала украшением центра Кишинева. Проект арки был разработан архитектором Лукой Заушкевичем, который взял за основу своего творения проект Триумфальной арки в Риме. В глубине площади кафедральный храм Кишинёвской епархии Русской Православной Церкви; архитектурный памятник XIX века.
Здание Городского банка (1903г) ныне Органный зал у его парадного и заднего крылец возлежат по паре каменных львов.
Здание городской думы в г. Кишиневе на бульваре Штефана чел Маре. Архитектор: А.И. Бернардацци Начало XX века.
Церковь Святой Теодоры (бывшая капелла женской гимназии, 1895) построенная по проекту Александра Бернардацци в стиле русского зодчества.
Еще одна работа Бернардацци будет в самом конце путешествия.
Здание краеведческого музея было построено в 1805 году.
Музей истории города Кишинёва находится в здании бывшей водонапорной башни, которой уже 122 года.
Раскидистый платан возле здания Правительства Республики Молдова.
Два экземпляра гинкго с другой стороны здания, мужской с листьями и женский уже облетевший. В подавляющем большинстве рекомендаций по озеленению говорится о нецелесообразности посадки женских экземпляров гинкго. Особенно не рекомендуется сажать женские экземпляры возле дорожек, чтобы неприятный запах плодов и кашица из опавших переспелых ягод не портили эстетические впечатления. Тем не менее в городе несколько раз встречались именно парные посадки гинкго и обычно возле дорожек. Так как посадки симметричны, то видимо и сажались растения уже взрослыми именно мужское и женское. При том, что деревья обильно плодоносят, но при своевременной и регулярной уборке неприятного запаха не было и дорожки были чистые. Что в свою очередь помешало стать обладателем заветных семян.
Плоды и листья гинкго.
Виноград Вича.
Что отличительного от других городов здесь практически нет табличек на старинных зданиях и в инете этой информации тоже нет, зато у каждого векового дерева есть табличка! Даже если деревья растут группой или в аллее все равно каждое огорожено низким заборчиком и снабжено информационной табличкой, чего нет в Кишиневском дендрарии и ботаническом саду - парадокс.
У главного входа в парк Штефана чел Маре находится памятник молдавскому господарю. Памятник, отлитый в бронзе по проекту кишиневского скульптора Александра Плэмэдялэ, был открыт в 1928 году.
"Границы Молдавии не всегда были одни и те же, но — то обширнее, то уже, в зависимости от роста государства. В конце концов господарь Стефан, прозванный Великим установил границы, которые сохраняются до настоящего времени... это может легко высчитать всякий, кто пожелает взглянуть на географическую карту."
Речной кедр в парке.
Одна из трех 160-летних шелковиц.
Зеленый дятел на старой акации.
Пестрый дятел на каштане.
У кинотеатра «Патрия» растет псевдотсуга тиссолистная.
Перед театром оперы и балета стоит вековая липа серебристая, вся покрытая шарами омелы, отнесенная к памятникам природы, что едва читается на мраморной табличке.
Группа дуба красного в осеннем наряде перед зданием Парламента.
Далее расположился старейший платан в Кишиневе, о чем указывает табличка под деревом.
Пройдя два квартала в небольшом скверике обнаружился старый каркас весь усеянный омелой.
Метаморфоза засохшего дерева.
Вековой клен.
И двухвековой дуб.
Приятный день знакомства со столицей закончился вуксным ужином из тушеной жирной утки откормленной на наливном молдавском зерне и сармале (голубцы в виноградных листьях по-молдавски).
"Достойно похвалы и постоянного прославления гостеприимство, которое оказывают молдаване чужеземцам и странникам. Никто не отказывает в крове и пище гостю и бесплатно кормит его самого и его лошадей в течение трех дней, хотя сами очень бедны из-за соседства с татарами. Прибывающего гостя принимают с веселым и радостным видом, как будто пришел родной брат или близкий родственник. Есть и такие, которые не садятся за стол до девяти часов вечера, чтобы только не принимать пищу одним, а высылают своих слуг на дороги, чтобы нашли путников и пригласили их к себе в гости, к столу."

Парки Кишинева.

Парк «Долина роз» разбит в середине прошлого века на территории естественного лесного массива и плантации роз эфирно-масличного завода. Парк имеет разветвленную систему дороже, перегороженный дамбами ручей сформировал каскад из трех озер.
Кроны старых деревьев сомкнулись и с верхней точки выглядит сплошными зарослями.

Парк «Valea Morilor»
По периметру скверика перед входом в парк растут старые черные сосны.
Вековые черные сосны.
Валя Морилор, ранее парк «Комсомольское озеро», заложен в 1951 году комсомольцами вокруг искусственно созданного озера на ручье Дурлешты (правый приток реки Бык).
"В Молдавии озер еще больше, чем рек. Среди множества озер, как созданных природой, так и человеком..."
Лестница в парк.
Ротонда перед развалившемся каскадом из фонтанов и водопадов.
Молоденький лириодендрон в осеннем наряде.
Некогда могучие, отжившие свой век деревья парка.
Здесь в парке за развалившемся забором в частом доме виднеется пасека.
"О пчелах нужно упомянуть хотя бы немного, потому что-то, что я наблюдал в их работе, для многих может быть интересно, а возможно даже и неизвестно. Жители получают от пчел очень большую выгоду, так как поля усеяны повсюду великолепнейшими цветами, а леса изобилуют постоянными источниками для сбора меда и воска. Можно было бы извлекать еще большую пользу, если было бы позволено удерживать у себя все рои, которые выводятся каждый год, но законами страны установлено, что никто не может держать пчелиных ульев больше, чем то количество земли, коим владеет, дабы излишек пчел не причинял беспокойства соседу. Кроме обычных сот, пчелы вырабатывают особый воск, очень приятного запаха и темного цвета, но не как вместилище для меда, а как защиту от солнечных лучей. С этой целью пасечники сажают новый рой с маткой в такой улей, в котором продырявлены отверстия и сделаны во многих местах щели. Пчелы не могут работать иначе, как только в темноте, поэтому они вначале заделывают черным воском вышеупомянутые отверстия и лишь после этого продолжают свою обычную работу. Пасечники в определенное время вынимают этот воск вместе с медом и так как он имеет запах амбры и не тает на солнце, то его продают дороже.
Вообще же можно считать молдавских крестьян самыми бедными по сравнению со всеми крестьянами мира, и только богатые урожаи, собираемые с земли, спасают их от полной нищеты, как бы помимо их воли, ибо они ленивы и не любят трудиться, мало пашут, мало сеют, но много собирают. Если у него есть двадцать ульев, то на доходы от них можно легко уплатить налоги за весь год. Не говорим уже о том, что только один улей при благоприятной погоде дает каждый год семь роев. Достаточно сказать, что каждый улей дает две и более мерок меду, а каждая мерка продается по империалу."

Нагуляв аппетит на свежем воздухе окунулись в национальную кухню. Суп чорбе на курином бульоне с перцем, паприкой и пикантной мучной заправкой.
Молдавская мамалыга.
Плацинда - молдавский особый вид пирога.
"Долголетию жителей препятствует то климат, то характер пищи, то естественное ослабление сил. Очень редко можно найти людей в возрасте семидесяти лет и только единицы доживают до восьмидесяти. Однако в большинстве случаев люди не болеют, благодаря чему могут проводить жизнь, которая им суждена, более благополучно и без болезней, которые отнимают у человека большую часть его счастья. Крестьяне живут более продолжительно, чем лица из знатных семей, выросших среди довольства и изнеженных жизнью."

Поэтому с раннего утра отправляемся в странствие по селам монастырям и усадьбам.
Иванченский парк.
Наслаждаясь солнечным утром и прекрасными пейзажами Молдовы мы проехали около 40 км в северном направлении. Прибыли в село Иванча, где находится старинная усадьба 1852—1873 гг. постройки и окружающий ее парк.

Обратившись к селянину наш водитель спросил: - Где у вас парк? - селянин ответил, махнув рукой на памятник: - Там, за царской оградой. Только вы туда не попадете, там закрыто.
Интересные мы люди, все, что у нас из давних лет, то царское, т.е. от царя Гороха. На самом деле усадьба принадлежала боярину Карпу Балиозу, парк был заложен десятилетием позже постройки усадьбы в 1880 году. И действительно все оказалось закрыто, в усадьбе с 1984 года действует «Музей народных промыслов», но из-за отсутствия средств...
Каштановая аллея ведущая к барскому дому.
Усадебный дом.
Насосная станция и баня за «Царской оградой».
Каменная калитка скрывающая достижения садово-паркового искусства XIX века.
Духовный воздух истории этого музея природы остался нами не тронутым.

В нескольких километрах от села Иванча находится природно-археологический комплекс "Старый Орхей".
Пещерный монастырь, внутри крутого утеса, выходящего на извилистую реку Реут, вырубленный в известковых скалах православными монахами в XIII веке. Что может быть интереснее старого монастырского сада?
Сухой водопад.
Река Реут, правый приток Днестра.
"Вряд ли где-либо в другой стране со столь стесненными границами, как Молдавия, можно найти больше рек и озер, отличающихся естественной красотой...Река Прут. Пересекая всю Молдавию, он берет свое начало в Трансильванских горах (у древних — Карпаты), которыми отделяется Молдавия от Польши. Прутская вода наиболее легкая и полезная для здоровья из всех известных нам, хотя и немного мутна вследствие песка, который она несет с собой; но если ее налить в стеклянный сосуд, то песок оседает на дне и вода становится совершенно прозрачной. Мы проделали опыт, будучи в Молдавии, и установили, что мера в сто драхм этой воды была легче на тридцать драхм такой же меры воды, взятой из других рек."
Но ничего старого здесь не оказалось. Все посадки были свежи с однотипным озеленением чего угодно.


"Поля Молдавии, об исключительном плодородии коих много писали древние и более поздние авторы, далеко превосходят богатства гор, о которых мы говорили выше. Разбросанные по многим провинциям, вдали от гор и рек Молдавии, они никем не возделываются, однако всем дают пропитание. В горах суровый климат, посевы там позже созревают и урожаи дают скудные; на равнинах же урожаи бывают такие обильные, что в счастливые годы дают земледельцу пшеницы сам двадцать четыре, полбы — сам тридцать, ячменя — сам шестьдесят, проса — сам триста, чему едва ли кто-либо поверит, если сам лично не убедится. Что касается овса, то в Молдавии он не так урожаен, как другие культуры, да, кроме того, и не особенно потребляется, так как вместо него лошадей кормят ячменем. В верхней Молдавии родится великолепное просо, поэтому у наших соотечественников бытует пословица, что в нижней части Молдавии просо, а в верхней части яблоки без кожи. Из молотого проса пекут род хлеба, который едят повседневно, а в горячем виде — с коровьим маслом.
Но все дары земли намного превосходят богатейшие виноградники, которые тянутся на огромном пространстве между Котнаром и Дунаем и которые настолько плодородны, что один погон, т. е площадь в двадцать четыре квадратных сажени, часто дает по четыреста — пятьсот мер вина (каждая по сорок литров). Самое лучшее вино дает Котнар, город в округе Хырлеу, оно неизвестно за границей, так как теряет свое качество при перевозках в бочках морем или по суше без надлежащего ухода Но я позволю себе утверждать, что оно превосходнее и благороднее всех европейских вин, включая и самое токайское; ибо, если это вино сохраняется в течение трех лет в глубоком погребе с каменными сводами, как у нас обычно и бывает, то на четвертый год приобретает такую крепость, что будучи подожженным, горит. Человек с самой крепкой головой едва может вынести третий бокал и сразу пьянеет, однако не испытывает никаких головных болей. Это вино имеет исключительный и необычный для других вин цвет, а именно, зеленоватый, и чем старее, тем становится зеленее."

Леса.

Удалившись от Кишинева уже на 100 км мы добрались до Сорокинской равнины, на правом берегу Днестра (северо-восток Молдовы). Этот край Сорокинской равнины представляет собой холмистую область сильно пересечённой сетью долин и лощин, с дубравами, буковыми и грабовыми лесами. Некогда Молдова была покрыта обширными дремучими лесами в которые остерегались заходить даже воинственные кочевники, совершавшие набеги на эти территории. Но из-за бойкой торговли лесом, а в дальнейшем освобождения земли под пашни и виноградники леса значительно поредели.

"Здесь следует упомянуть город Галац, правда, не очень примечательный в смысле красоты и величины зданий, но являющийся весьма важным торговым портом на Дунае. Сюда по два и три раза в год прибывают корабли не только из ближайших гаваней Черного моря, но из Крыма, Трапезунда, Синопа, Константинополя, даже из Египта и, нагрузившись молдавским лесом: дубом, елью, сосной, а также медом, воском, солью, маслом, содой, зерном, уходят обратно, из чего жители Молдавии извлекают немалые выгоды.

Молдавия гордится многочисленными лесами, замечательными как строевым лесом, так и фруктовыми деревьями. Особенно привлекает мореплавателей молдавский дуб, о котором говорят, что он является наиболее подходящим из всех других древесных пород для строительства кораблей и что он более устойчив против гниения. Кроме того, было замечено, что если лыко не будет снято дочиста и останется пусть даже самая малая его часть, то в короткое время все дерево подвергается гниению; напротив, если дерево будет очищено, то прекрасно сохраняется более ста лет при самых неблагоприятных условиях времен года, воздуха и воды. Из всех дубовых лесов в Молдавии наиболее знамениты два: Котнарский и Тигечский.
Котнарский лес возник возле города того же названия не естественным путем, но благодаря старанию людей. Во времена Стефана Великого там было обширное открытое поле. Когда поляки с большим войском расположились на нем лагерем, Стефан Великий, напав, разбил их и, захватив лагерь, обратил поляков в бегство, многих побил и взял в плен более двадцати тысяч, в числе коих большинство было из знатных родов. Хотя польский король предлагал большую сумму денег для их выкупа, Стефан не пожелал взять ее, так как не искал денег, но хотел воздвигнуть себе такой памятник, который бы прославил его победу на будущие времена. С этой целью он запряг в плуги пленных поляков и заставил их вспахать все поле сражения длиной в две мили и шириной в одну милю и посадить там заготовленные для этой цели желуди, из которых вырос это прекрасный лес. В настоящее время молдаване называют его Думбрава рошие, т. е. красной дубравой, потому что это место было увлажнено кровью поляков. Поляки же называют его Буковиной и не могут вспомнить о нем без слез.
Другой дубовый лес, расположенный за Хиерасом, в пределах Бессарабии, называется Тигечским и охватывает в окружности почти тридцать италийских миль. Он служил надежной защитой для молдаван против скифов, которые неоднократно пытались его захватить, но никогда не могли этого сделать, потому что его деревья, хотя и высокие, однако расположены так густо, что ни один человек не может пройти его пешком иначе как только по тропинкам, знакомым лишь местным жителям. Некогда там насчитывалось более двенадцати тысяч жителей, храбрейших солдат из всей Молдавии. В настоящее время после многих сражений и взаимного истребления от них осталось едва две тысячи. У них имеется договор с соседними буджакскими татарами, но которому они обязаны давать им ежегодно определенное количество бревен, так как Бессарабия очень страдает от недостатка леса."

Село Кобыля.
Село и прилегающие территории расположены на богатых почвах, где доминируют черноземы. Через село проходит речушка с узким руслом. В окрестных лиственных лесах преобладает дуб и граб. Лесные экосистемы богатые, насчитывают более 800 видов. Первое упоминание о Кобыле датируется 18 февраля 1456 года, когда воевода Петр Арон пожаловал это селение протопопу Ясскому Иоилу и его сыну грамматику Джурджу.
"Некогда вся Молдавия со времени восстановления ее Драгошем составляла наследственную вотчину господаря. Это достаточно ясно подтверждают как отечественные летописи, так и грамоты господарей. Ибо новые поселенцы Молдавии не могли выбирать себе земельные угодья. Только того, кто выделялся военной доблестью, господарь возводил в боярское достоинство и для поддержания этого достоинства жаловал ему деревни и земельные угодья. Что это происходило именно так, свидетельствуют дарственные грамоты, дарованные древним боярским родам, подтверждающие их права на владение поместьями, из коих видно, что эти владения являются дарами щедрых господарей. Для лучшего уяснения небесполезно будет привести здесь грамоту Стефана Великого, жалованную нашему предку Теодору Кантемиру, следующего содержания: «Принимая во внимание, что Теодор Кантемир, килийский и смилский пыркалаб, показал себя верным слугой и храбрым воином Креста Христова в защите этих городов от нашествий турок и татар, принимая во внимание, что все эти места по попустительству божьему были опустошены турками и заняты ими, а он был принужден оставить свои отческие владения, пожалованные его деду и прадеду за верную службу нашим блаженной памяти предком,— мы жалуем вышеупомянутого Теодора Кантемира по нашей христианской любви и милости тремя деревнями в округе Фалчиу со всеми прилежащими к ним лесами, полями, реками и рыбными угодьями и ставим его главным над всеми кодрами (лесами) Тигеч и утверждаем его верховным капитаном над тигечскими конниками»."
Господарь Штефан чел Маре.
Старейшее дерево Молдовы - Дуб Штефана чел Маре, возраст которого оценивается в 700 лет.
Об одном случае в Молдавии было рассказано на страницах «Правды». Как в беспокойные прошлые времена разбойничьих набегов и грабежей в дупле могучего дуба спрятали церковную утварь — старинные иконы, богатую, шитую золотом ритуальную одежду, чаши и прочее добро. А взяли потом из полузаросшего дупла якобы далеко не все. С годами дупло почти совсем замуровалось, но осталась молва о кладе. Прослышали ее заезжие туристы, вставшие лагерем близ села. Раздобыли ломы и ночью пустили их в дело. Неизвестно, что унесли с собой вандалы. Но семисотлетнее дерево наутро имело вид плачевный: развороченное дупло, обломанные ветви. Пришлось заделывать раны цементом.
Жители села Кобыля поддерживают память о пребывании Штефана Великого, организуя фольклорные фестивали «La Umbra Stejarului» («Под сенью дуба»).
Рядом с дубом памятник архитектуры – старая церковь, возраст которой оценивается примерно в 700-800 лет, по архитектурным особенностям отличающейся своеобразием, не встречающимся более нигде на территории Молдовы.
"Жители верхней Молдавии менее воинственны и не питают пристрастия к войне, а предпочитают спокойно добывать свой хлеб в поте лица своего. Они крайне набожны. Поэтому только в одном Сучавском округе насчитывается до шестидесяти каменных церквей, а во всей верхней Молдавии более двухсот больших монастырей с каменными постройками."
В таких церквях останавливались на ночлег ритуальные суеверные танцоры - кэлушари.
"Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением господним и Святой троицей. В продолжение этого времени они ночуют только под покровом церкви, так как верят, что если остановятся на ночлег в другом месте, то их сейчас же начнут мучить ведьмы, которых они называют фрумосы."
Территория вокруг церкви занята старым ореховым садом.
Вход на территорию церкви напоминает триумфальную арку со вторым ярусом, где располагаются колокола.

Дорожные мысли.
Приходится сожалеть, что в нашей большой стране нет места аграриям. И у меня поблизости нет полей одни пустоши и пустыри.
Если бы был сосед земледелец, то у меня не было бы проблем с укрытием деревьев на зиму.
Проезжая село за селом приятно удивляешься как выглядят обычные колодцы. Создается впечатление, что проходит какое то негласное соревнование между селами по украшению этих источников живительной влаги. Заглянув в один колодец дна там так и не увидел, действительно очень глубокие.
"Бессарабия совершенно лишена источников и ручьев, а потому жители принуждены копать очень глубокие колодцы, чтобы возместить недостаток воды."
На Северном Кавказе ветрозащитные полосы были выполнены из абрикоса, в Узбекистане из шелковицы, а здесь в Молдове из грецкого ореха. Интересно, что орехи вдоль обочины, также как и шелковица в Узбекистане небезхозная, а кому то принадлежит. Ореховые посадки принадлежат государству и местные жители берут их в аренду для сбора плодов. Собирать чужие орехи нельзя.
Теперь путь лежит на запад, чуть более полуста километров и мы будем в гордости Молдовы - Цаульском парке.

Цаульский парк.

Историко-архитектурный памятник «Усадьба Поммера», петербургского финансиста, женатого на девушке из Бессарабии. Образец викторианского стиля с элементами псевдоготики.

Также сохранились гостевые флигели какие то хозяйственные строения, водонапорная башня. В усадьбе был водопровод и канализация.
В начале XIX в. одессий архитектор-пейзажист Ипполит Васильевич Владиславский-Падалка получил заказ от боярина А. Я. Поммера на создание ландшафтного парка вокруг его летней резиденции. Закладка парка произошла в 1901-1904 гг. Но работа по наполнению парка новыми древестно-кустарниковыми растениями велась почти 20 лет и достигла более чем 150 видов, в том числе свыше 100 видов экзотов из Евразиатского континента и представители из Северной Америки. В Цауль привозились растения из Сибири, Дальнего Востока, Западной Европы, Кавказа, Ирана и других мест. Именно эту старинную дендрологическую коллекцию использовал как маточник при своей закладке кишиневский Ботанический сад.
В верхней части вокруг усадебного дома находится сеть аллей деревьев и кустарников с различными цветочнами композициями. Верхняя часть парка убирается и поддерживается в нормальном состоянии, здесь излюбленное место отдыха селян. На этом красота парка заканчивается. Нижняя часть была составлена из отдельных групп деревьев, характерных для различных географических зон. Которая данный момент времени превратилась в дремучий, местами непроходимый лес с валежником из деревьев и густыми зарослями кустарника. Во всех путеводителях пишется о размахе Цаульского парка - площадь 64 га, общая протяженность дорожек и аллей 12,5; что парк и по европейским меркам считается крупным. Однако нигде нет схем парка и описания, единственная схема и описание 1967 года (П. Леонтьев «Парки Молдавии») уже мало на что годна.
Нижняя часть парка начинается от усадебного дома и устремляется вниз на юг, занимая пространство довольно широкой балки. За неплотной группой деревьев открывается вид на парк. Хвойные массивы не свойственные для молдавских пейзажей (ели и псевдотсуги).
В средней части балки проходит заросшая дорога открывающая вид на группы черных и веймутовых сосен и пихту кавказскую.
Углубившись в чащу в поисках группы из различных видов берез, натыкался только на лежащие стволы. Видимо березы все выпали, не обнаружил и группы из различных дубов. Встретились дубы пирамидальные в букетной посадке, которых в разных частях парка было несколько. Дойдя до сильно заросшего ивняком пруда пришлось развернуться и побрести обратно.

Парк при виле Мындык.
История парка начинается в конце 19 века, когда польский помещик (выходец из Армении) Кайтан Григоре Оганович примерно в 1865-70х годах купил у молдавского помещика Мындыкану усадьбу в месте с землей.
В 1870-75х годах здание усадьбы перестраивают в готическим стиле с одного этажа в двух этажное здание с мансардой, но очень напоминает китайскую пагоду.
Реконструкцией усадьбы и разбивкой парка занимался архитектор Бернардации, который проектировал парк в исторической форме, как сад древнеримской виллы "Фруктуарии", включавшей в качестве главного элемента фруктовые сады.
На берегу центрального пруда усадьбы располагается круглая видовая площадка, в центре стоит старый плакучий ясень, некогда образовывавший шатер, ныне полностью трухлявый с пустотелым стволом.
Вечерами это умиротворенное место сада располагает к медитации когда водная поверхность пруда насыщается лучами заходящего солнца.
Где то здесь располагалась барская купальня.
Верхний пруд хоть и обмелел, но не зарос, видимо он периодически наполняется талыми водами и ливнями.
Многие деревья парка уже давно выпали, нигде не осталось даже сухостоя. Большая часть парка заросла непроходимым кустарником (очень много кизила).
В районе усадебного дома находятся два открытых глубоких погреба. В погребах вместе с продуктами хранились молдавские вина, а может один из погребов был чисто винным.
"Любителей вина особенно много в нижней Молдавии и в пограничных с Валахией местах. Однажды затеяли спор, кто больше выпьет вина — молдаванин или валах. Спорщики вышли на Фокшанский мост (который находится на границе между Молдавией и Валахией) и состязались, выпивая чаши, до тех пор, покуда валах, раздувшись от чрезмерного количества вина, не испустил дух; за эту победу молдаванин был пожалован своим господарем дворянством."
Аллея бука лесного, единственная регулярная аллея парка.
Дорожки, тропинки и бордюры раньше были выложены из привозного камня.
Аллея ореха черного проходит через плодовый сад и в конце парка обрывается перед огромным пространством полей и непахотными сельскохозяйственными угодьями.
В советские времена этот музей природы, усадьба были отданы под пионерский лагерь, и на территории усадьбы появилось несколько чужеродных построек – жилые корпуса, клуб и другие сооружения.
Пионерлагерь давно закрыт и только каменные пионеры стоят на пьедестале. Хотя пионерский лагерь привнес сильные изменения на виле Мындык, но в парке наверняка поддерживался порядок, проводились работы по расчистке.
Повзрослеем мы с годами,
Но у нас судьба одна.
Пионерскими кострами
Наша жизнь озарена.
Все свое детство провел в пионерских лагерях и был бы наверняка очень счастлив оказаться в лагере с такой историей, с таким парком, с винными погребами и фамильным склепом.
Через маленький ручей перекинут ажурный металлический мостик скорби за которым строго по прямой линии, около 70 метров, продолжается траурная аллея бука. Деревья на этой аллее посажены плотными рядами и раньше стриглись формируя зеленый коридор – туннель, который даже сейчас в безлистном состоянии кажется темным. В конце аллеи слева на небольшом открытом месте в окружение плодового сада стоит фамильный склеп семьи Оганович (OHANOWICZ).

"А лумчй кынт ку жэле кумплита вяцэ,
Кум се рупе ши се тайе, ка кум ар фи о ацэ.
Что означает:
Пою со скорбью жестокую жизнь этого мира,
Которая рушится и обрывается, как тонкая нить."

Главная Деревья